Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
�зображения:
  • 614112, Россия, Пермский край, г.Пермь, ул.Репина, д.67а
  • +7 (342) 285-29-68
  • shkola24@permedu.online

Профориентация

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ

1. Актуальность и текущее состояние

Система профориентации обучающихся - это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, школ, учреждений дополнительного образования, а так же семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения обучающихся в интересах личности и общества.

Эксперты, отслеживающие состояние российского рынка труда, свидетельствуют, что 80% выпускников российских вузов сегодня не работают по специальности, согласно данным Федеральной службы государственной статистики. 

Формирование инициативной, творческой, профессионально мобильной, функционально грамотной личности начинается в школе. Именно в школе развиваются профессиональные интересы и склонности ребенка. Содержание школьного образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности учащегося, создание условий для ее социализации.

Профессиональная проба — профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее вид завершенного технологического процесса (или его отдельного этапа) и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии.

Первая (ближнесрочная) цель профессиональных проб — обеспечить процесс профессионального выбора обучающихся объективным основанием, связанным с пробным опытом реализации «себя-в-профессии» и последующей оценкой успешности этого опыта. Результаты прохождения комплекса профессиональных проб представляют собой наиболее объективное и наглядное основание для профессионального выбора.

Вторая (долгосрочная) цель профессиональных проб — создать условия для формирования у школьника, в случае положительного выбора, долговременной, перспективно-прогностической мотивации к профессиональной деятельности в данной сфере.

В МАОУ «СОШ №24» г. Перми с 2015 года реализуется система профессиональных проб для учащихся как на базе школы, так и на предприятиях социальных партнеров школы. Для этого были заключены договоры с предприятиями и учебными заведениями: ООО турфирмой «РИО», МБДОУ «Детский сад №400», газетой – «Перемена – Пермь», «Пермским техникумом отраслевых технологий», некоммерческим партнерством «ЦРИТ «Пермский ИТ-кластер» профессиональные пробы «виртуальное предприятие (1с: предприятие, компас 3D) 

В 2018 году заключен договор с «ОДК – Пермские Моторы». Профессиональные пробы осуществлялись в основном по направлению рабочих специальностей, таких как слесарь, станочник, литейщик, технолог/конструктор, контролер. 

В этом же году заключен договор с Пермским институтом (филиал) РЭУ имени Г.В. Плеханова на проведение проф. проб – товароведение, торговое дело, менеджмент технологии продукции и организации общественного питания, экономика, прикладная информатика. 

В 2020 году заключен договор с ПВИ ВНГ РФ по проведению профессиональной ориентации учащихся в области психологии, правового социального и гражданского образования, дизайна.

Однако не все предприятия могут осуществлять проведение профессиональных проб на непосредственном производстве в силу их высокотехнологических закрытых процессов и угрозы безопасности здоровья. В этом случае учреждение проводит пробы на своей базе или использует возможности учебных центров предприятия. Около 30 % профессиональных проб осуществляется на базе школы, 70% проводится в лабораториях, учебных центрах и предприятиях. 

В настоящее время для реализации профессиональных проб разработаны 14 программ (в стадии доработки 4). 

2.Концептуальная часть программы

Цель программы – обеспечить для 70% учащихся 8-11-х классов высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению. 

Задачи:

1.Создать банк программ профессиональных и профильных проб, курсов по выбору профессиональной направленности.

2.Создать в школе организационную структуру по предоставлению школьникам профессиональных и профильных проб, курсов по выбору профессиональной направленности.

3.Разработать и реализовать в школе систему подготовки педагогов к разработке и проведению профессиональных и профильных проб, курсов по выбору профессиональной направленности.

4.Организовать социальное партнерство школы с представителями высшего образовательного и профессионально-производственного территориального окружения по направлениям Программы.

Ожидаемые результаты:

1.Не менее 4 проб на одного ученика в год.

2.Публично презентуют продукт прохождения профессиональных проб 70% учащихся 8-х, 10-х классов.

3.20% социальных партнеров имеют представителей в родительской общественности школы.

4.70% учащихся 8-11-х классов показали высокий уровень готовности к профессиональному самоопределению.

Этапы программы  «ВЫБОР»

Подготовительный

проведение анкетирования среди учащихся 5-11 классов;

- создание базы данных по результатам анкетирования

- проведение встреч с группами учащихся по планированию совместной деятельности в рамках программы;

- проведение анкетирования среди  родителей обучающихся 1-11 классов;

-создание реестра родителей – потенциальных социальных партнеров.

Практический

заключение договоров с социальными партнерами о  прохождении профессиональных проб  обучающимися 7-11 классов  ГБПОУ ПМК г.Перми; ПКТиС г.Перми, МАДОУ Детский сад№ 400» г.Перми и др

- кураторское (в перспективе тьюторское) сопровождение ПП учащихся школы на предприятиях;

- организация и проведение экскурсий в музеи, выставки, экспозиции, открытые лекции, практические занятия;

- Дни открытых дверей в ВУЗы г. Перми (ПГНИУ, ПГМА им. Вагнера, ПГСХУ, ПГФА);

-Экскурсии на предприятия в рамках акции «Неделя без турникетов»

- информационное обеспечение участников программы «ВЫБОР»;

Заключительный

образовательное событие по результатам прохождения ПП в первом полугодии и конце учебного года;

-подготовка отчета о реализации программы за 2021-2022 уч.г.;

- проведение совещания рабочей группы по итогам программы;

- анализ результатов, коррекция и планирование работы на 2020-2021уч.г.

3. Механизмы реализации программы

Профессиональные пробы реализуются на трех уровнях: начальная школа, основная и старшая. Для учеников начальных классов проводятся игровые пробы, в ходе которых дети получают первичные знания о профессиях. Результатом подобной пробы является конкретный продукт, сделанный учениками. 

В основной школе проводятся деятельностные пробы (смоделированная учебная ситуация), пробы на предприятиях, а также встречи в разных форматах с успешными людьми города.

В старшей школе предполагаются профессиональные стажировки (более длительное погружение) с выполнением кейсовых задач

Система краткосрочных курсов работает на самоопределение с 5-го класса. С 2016-2017учебного года в 5-6 классах увеличено количество предлагаемых курсов для одновременного проведения. 5-6 параллели после предварительного формирования списка курсов выбирают из 11 один. Одновременно ведутся 8 курсов в каждой параллели. Для выбора предлагаются практикоориентированные и метапредметные курсы.

В 7-8 параллели учебный блок краткосрочных курсов состоит из 7 курсов (из каждой из представленных в ПОКВЭД семи сфер профессиональной деятельности), которые являются деятельностными пробами, предлагаемыми в форме 8 часового курса. Это не узкие специальности, а направления деятельности, внутри которой возможна различная специализация. Профессиональные пробы проходят через моделирования профессиональной деятельности, где обучающиеся проверяю себя на наличие профессиональных компетенций, личностных ресурсов, необходимых для выбранного ими вида деятельности.

Ребятам предоставляется возможность попробовать себя в разных пробах по специальностям, прием на обучение по которым осуществляется после окончания основной школы.

Ступени реализации направлений профессиональных проб

Название

События

Начальная школа

Учебная деятельность: знакомство с профессиями на уроках изо, окружающего мира, математики и др.

Внеклассная и внешкольная деятельность: производственные экскурсии, классные часы, профориентационные игры, создание проектов, встречи с представителями профессий, мастер-классы; профильный лагерь ЛДО («Юный химик»).

Основная школа

Учебная деятельность: КСК (22 программы); Практикумы, лабораторные занятия

Внеклассная и внешкольная деятельность: экскурсии на предприятия в рамках Всероссийской акции «Неделя без турникетов», День науки; 14 разработанных программ ПП, 4 в стадии разработки.

Старшая школа

Учебная деятельность: профильное обучение; Профессиональные пробы

Внеклассная и внешкольная деятельность: проектно-исследовательская деятельность; участие  в краевой НПК «Дороги, которые мы выбираем»;

Порядок прохождения профессиональной пробы и конкретные сроки и формы прохождения учащимися профессиональной пробы определяет администрация общеобразовательного учреждения, в том числе, на основе двухсторонних договоров с принимающими учреждениями и организациями. 

В учебном плане основной образовательной программы профессиональные пробы реализуются за счет времени, отводимого на реализацию элективных курсов в части, формируемой участниками образовательного процесса согласно требованиям ФГОС нового поколения. Так же профессиональная проба реализуется во внеурочной форме социально значимой деятельности определённой направленности за счет часов, отводимых на реализацию данного направления в программе воспитания и социализации личности. Оптимальная продолжительность профессиональной пробы находится в пределах от 8 до 16 часов. В профильном обучении возможны более широкие временные границы от 10 (и более) часов.

Общеобразовательное учреждение обеспечивает: 

  • разработку и утверждение программы, предусматривающей прохождение учащимися профессиональной пробы; 

  • издание приказа по учреждению о прохождении профессиональной пробы учащимися в соответствующем учебном году; 

  • закрепление лиц, ответственных за прохождение учащимися профессиональной пробы;

  • составление графиков прохождения учащихся профессиональных проб в соответствии с утвержденной программой и в зависимости от возможностей конкретной организации, учреждения; 

  • контроль за соблюдением требований норм охраны труда, а также санитарных, гигиенических норм, положений о труде несовершеннолетних, трудовой кодекс РФ во время прохождения учащимися профессиональной пробы. 

Куратор (организатор) профессиональной пробы в школе обеспечивает: 

  • формирование необходимой для проведения ПП документации; 

  • контроль за прохождением профессиональной пробы учащимися; 

  • контроль за предоставлением учащемуся принимающей организацией во время прохождения пробы необходимых условий; 

  • подготовку отзыва от принимающей организации по результатам профессиональной пробы (достигнутых положительных результатов, замечаний и предложений). 

  • подготовку и защиту учащимися презентаций, отражающих все итоги профессиональной пробы. 

  • Принимающая организация, учреждение обеспечивает: 

  • правовую защиту учащихся на момент прохождения ПП в форме приказа, в котором определены ответственные специалисты за ПП обучающихся, сроки прохождения проб, списки учащихся; 

  • объективную оценку результатов ПП в форме отзыва за подписью ответственного специалиста по приказу принимающей организации. В отзыве также могут быть отражены замечания и рекомендации.



Выбор профессии (профориентация), на самом деле, очень ответственный шаг: от него зависит Ваше успешное будущее! Статус в обществе, личная удовлетворенность своей деятельностью, материальное положение! Как выбрать профессию, кем стать, чтобы через некоторое время не жалеть о своем выборе? Попытаемся вместе на этой странице найти ответ на поставленный вопрос.

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые "профессионально важные морально-волевые качества" — например, корректору важно внимание, художнику - образное мышление и т.д. Так же, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с личностным, характерологическим типом. Скажем, если Вы общительны — то больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчивы — не сможете выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Поэтому, при выборе профессии очень важно соответствие между врожденными способностями, особенностями и возможностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Не секрет, что там, где Ваши способности будут максимально реализованы, Вы добьетесь наибольшего успеха. Помните: выбирая профессию, выбирая кем стать — Вы выбираете судьбу. Профессия должна приносить удовольствие и обеспечивать максимальную реализацию Ваших возможностей.

Только после внимательного анализа всех своих склонностей и пожеланий можно определиться кем стать, т.е. сделать выбор в пользу той или иной профессии. И напоследок запомните, легко поступить в ВУЗ, предлагающий что-то, навеянное родителями или друзьями, но очень сложно жить с мыслью, что все могло бы быть иначе!

Наша профориентация: http://school-epk.ru/
Наша Олимпиада (Федеральный блок) www.единая-промышленная-карта.рф
Наша Олимпиада по промышленным предприятиям: http://www.test-epk.ru/


Уважаемые родители и обучающиеся!

Центр опережающей профессиональной подготовки (далее – ЦОПП) на базе ГБПОУ «Пермский радиотехнический колледж им. А.С. Попова» проводит обучение на безвозмездной основе учащихся общеобразовательных школ (8-11 классы).  

Ссылка на регистрацию заявки для прохождения профпроб и получения первой профессии: https://forms.yandex.ru/cloud/6188fe00bd7a82d4b07fa23f/


Профориентационная работа.

В соответствии с письмом Министерства образования Пермского края №СЭД-26-01-21-1004 "О направлении материалов профориентации" от 18.12.2012 c целью повышения престижа профессионального образования размещаем ссылки на аудиовизуальные материалы:

Дополнительный материал о наставничестве:


t>